Как изменилась iOS от первой iPhone OS до iOS 14.5. Здесь все 14 версий

Как изменилась iOS от первой iPhone OS до iOS 14.5. Здесь все 14 версий

Favorite

В закладки

Как изменилась iOS от первой iPhone OS до iOS 14.5. Здесь все 14 версий

С момента презентации первого iPhone на операционной системе собственного производства Apple прошло более 14 лет. За это время мобильная ОС сильно изменилась, обросла большим количеством опций, фишек и настроек.

Система пережила смену названия, глобальный редизайн и разделение на отдельные версии для iPhone и iPad.

Предлагаем вам вспомнить главные отличия каждого ключевого апдейта, давно забытые фишки и очень нужные новшества.

iPhone OS 1.0. 2007 год

Данную операционную систему 9 января 2007 года представил Стив Джобс вместе с первым смартфоном компании – iPhone первого поколения. Тогда Джобс немного лукавил, описав систему для смартфона как облегченный вариант настольной системы OS X. Разумеется, это вызвало бурные овации на презентации, а к старту продаж через 5 месяцев об этом уже подзабыли.

Так основатель и руководитель Apple того времени серьезно приукрасил действительность, ведь даже спустя 14 лет мы видим, насколько далека мобильная операционная система Apple от ее настольного собрата.

К моменту официального релиза в июне 2007 года в iPhone OS 1.0 было предустановлено всего 15 приложений: Телефон, Сообщения, Safari, iPod, Почта, Заметки, Настройки, Фото, Календарь, Часы, Калькулятор, Карты, Камера, Погода и Акции.

Операционная система была полностью закрыта для стороннего софта, на тот момент еще не существовало App Store и даже не было мобильной версии iTunes Store. Установить стороннее приложение не представлялось возможным (до появления джейлбрейка), музыкальный или видео-контент на смартфон приходилось передавать через iTunes на компьютере.

Джобс предлагал сторонним разработчикам выпускать веб-версии собственных приложений, которые могли бы работать в мобильном браузере Safari. Возможно, данное решение могло бы погубить будущую iOS. К счастью, в Купертино одумались и уже через полгода выпустили SDK (software development kit) для своей мобильной платформы.

Главным отличием от существовавших на тот момент Symbian и Windows Mobile (Android появился позже) была заточенность интерфейса под управления пальцем, а не миниатюрным стилусом. Никаких мелких элементов, крошечных кнопочек или едва заметных диалоговых окон – только крупные иконки, кнопки и переключатели, в которые можно без труда попасть пальцем.

Революционной была виртуальная клавиатура iPhone OS, она могла менять некоторый клавиши в зависимости от приложения и контекста, но главное – система имела скрытый алгоритм предугадывания вводимых слов. В момент срабатывания фишка делала сенсорные области вероятных следующих символов крупнее, что снижало количество опечаток и повышало удобство набора текста.

Пользователь видел всего один скучный рабочий стол с черным фоном (обои устанавливались только на экран блокировки). В системе был спартанский минимум настроек и полное отсутствие кастомизации интерфейса.

iPhone OS 2.0. 2008 год

Сам факт презентации iPhone OS 2.0 вместе со смартфоном Apple второго поколения заложил прочную традицию Apple выпускать ключевые обновления ОС вместе с новыми гаджетами в линейке. Она соблюдается до сих пор, правда с небольшими изменениями. В последние годы мы все чаще слушаем про фишки новой iOS на летней WWDC, а часть из них получаем лишь спустя полгода после выхода системы с крупным обновлением вроде недавнего iOS 14.5.

Главной фишкой первого глобального обновления прошивки стало появление магазина App Store для сторонних программ и игр. За год купертиновцы услышали много критики из-за закрытости системы, джейлбрейк уже позволял устанавливать сторонние приложения, а разработчики не спешили выпускать веб-версии программ для запуска на мобильном Safari.

Результатом стал выпуск SDK для разработчиков, а позже дебют официального магазина программ и игр. Одним из рекламных слоганов iPhone 3G стал “There’s An App For That” (с английского “для этого есть свое приложение”).

Данный слоган надолго закрепился за iPhone и iOS, стал предметом многих шуток и мемов.

Для размещения дополнительных приложений требовалось расширить рабочий стол операционной системы, так появились дополнительные страницы главного экрана. Смартфон научился создавать скриншоты, а браузер Safari – сохранять картинки из сети в приложение Фото. Кроме этого появилась возможность предпросмотра документов MS Office и PDF-файлов.

В набор предустановленных программ включили YouTube (да, приложение от Google в то время являлось стандартным на iPhone), кроме этого появился мобильный вариант iTunes Store.

Любопытно, что обновление iPhone OS 2.0 было доступно для iPhone первого поколения (iPhone 3G поставлялся уже с этой ОС), а вот для установки на iPod Touch первого поколения за апдейт нужно было заплатить $9.95.

iPhone OS 3.0. 2009 год

Важной фишкой стала возможность взаимодействовать с текстом на смартфоне. Лишь через два года после выхода первого iPhone пользователи смогли выделять, копировать, вставлять и даже переносить между приложениями нужный текст, номера телефонов и ссылки. Появилась опция отмены последнего действия и повтор отмененного.

С настольной версии ОС перекочевал поиск Spotlight, чтобы пользователям стало легче ориентироваться в многообразии установленных программ.

Приложение Камера наконец-то научилось записывать видео. Помню, как сам устанавливал для этого специальные джейлбрейк твики на iPhone и iPhone 3G. На рабочем столе смартфона пользователи могли найти новые иконки программ Голосовые заметки и Компас (который был эксклюзивной фишкой iPhone 3GS).

Еще в iPhone OS 3 появилась функция Найти iPhone, которая изначально работала лишь при наличии платной подписки на сервис MobileMe (его закрыли в 2015 году).

Начиная с этой версии системы авторизованные разработчики стали получать доступ к предварительным сборкам ОС за несколько месяцев до релиза. Это позволяло адаптировать свои программы и игры к новым фишкам системы к моменту ее выхода.

Через полгода к выходу первой модели iPad приурочили обновление iPhone OS 3.2. Оно “растягивало” мобильную операционную систему до размеров экрана планшета, а еще позволяло менять обои на рабочем столе.

iOS 4. 2010 год

Начиная с этой версии системы купертиновцы перешли на привычное сегодня название iOS для своей мобильной операционки. Это было логично, ведь на этой системе работали не только iPhone, но и планшеты iPad с плеерами iPod Touch. Кстати, с этого момента ключевые обновления системы для владельцев плееров Apple стали бесплатными.

Для удобной организации рабочего стола появились папки. Раньше они выглядели немного иначе, чем сейчас. Сама же iOS впервые получила настоящую многозадачность. Пользователи могли вызвать соответствующее меню двойным нажатием на кнопку Домой и переключаться в другую программу без потери прогресса в текущем приложении.

Так выглядели классические папки времен iOS 4 – iOS 6

Из OS X в iOS перенесли приложение FaceTime, которое позволяло совершать видеозвонки другим владельцам техники Apple. Это позволило раскрыть потенциал фронтальной камеры в iPhone 4.

Поиск Spotlight поумнел и научился искать данные в интернете и википедии. Появилось приложение для удобного чтения книг iBooks (позже переименованное в Книги). Кроме этого был запущен сервис Game Center, назначение которого для меня непонятно по сегодняшний день.

iOS 5. 2011 год

Один из глобальных апдейтов за всю историю iOS. Купертиновцы добавили сразу 200 новых фишек и опций в свою мобильную операционную систему. Нужно было достойно конкурировать с уже неплохо развитым Android 3-4 версий и оправдывать звание смартфона, а не простой звонилки с сенсорным дисплеем.

В интерфейсе добавили верхнюю шторку, которая скрывала центр уведомлений. Он помогал разобраться с большим количеством сообщений от установленных на смартфоне приложений и игр.

Купертиновцы запустили собственный мессенджер iMessage, который хоть и был “закрытым клубом” для любителей техники Apple, но успешно конкурировал с популярными, но дорогими SMS и MMS от мобильных операторов.

Ключевой фишкой нового iPhone 4s стал голосовой ассистент Siri. Изначально помощник практически ничего не умел и поддерживал всего несколько языков. Ждать русскую Сири пришлось еще три с половиной года.

В браузере Safari появилась функция отложенного чтения. Она позволяла сохранять интересные материалы для просмотра без подключения к сети. Во многих уголках системы появилась опция быстрого шаринга в Twitter. Это позволяло делиться интересными новостями, фото или мыслями без долгой процедуры копирования и вставки.

Камеру iPhone научили делать снимки при помощи кнопки увеличения громкости. Смартфоны и планшеты Apple теперь могли синхронизироваться с iTunes на компьютере по Wi-Fi. Ранее для этого использовалось исключительно подключение по кабелю.

Впервые на iPad появилось несколько эксклюзивных фишек. Планшеты получили удобную разделяющуюся клавиатуру и жесты многозадачности для сворачивания и переключения между приложениями.

iOS 6. 2012 год

С этого года в Apple не захотели делить славу с Google и начали отказываться от части предустановленных сервисов на iPhone и iPad. Так пользователи больше не могли найти приложение YouTube на гаджетах из коробки, чуть позже программа дебютировала в App Store. Ее место занял бесполезный видеоплеер с минимумом настроек и ограниченным количеством поддерживаемых форматов.

Читать далее  Найден простой способ бесплатно превратить Android-смартфон в iPhone. Доступно в России

В этой версии iOS купертиновцы представили свой картографический сервис. Ранее приложение Карты использовало данные Google Maps. Система была явно сырая и нуждалась в доработках, но в Apple сильно хотели разорвать отношения с Google. В итоге первые несколько лет карты Apple не выдерживали никакой критики и выдавали пользователям такие вот шедевры:

Был сформирован целый раздел параметров iOS под названием Универсальный доступ. Он был направлен на людей с ограниченными возможностями, до сих пор данное меню пополняется интересными фишками и опциями.

В стартовом наборе приложений появилась утилита Passbook для хранения билетов и скидочных купонов, которую позже переименовали в Wallet. Система научилась хорошо сжимать трафик, что позволило запустить видеозвонки по FaceTime через 3G, а позже и по LTE.

Путь успешно интегрированного в iOS Twitter повторил и Facebook. Теперь начать общение или отправить в эту социальную сеть какой-то контент можно было всего в пару нажатий.

iOS 7. 2013 год

В этом году Кук и компания решились на первый и пока единственный серьезный редизайн iOS. Привычный пользователям скевоморфизм (это когда элементы дизайна похожи на реальные предметы или вещи) заменили на плоский стиль с обилием градиентов и легкими шрифтами.

Приложение заметки перестало напоминать блокнот, напоминания больше не ассоциировались с ежедневником, а книжное приложение лишилось своей магии, обложек и переплета. Даже иконки на рабочем столе iPhone больше никому не хотелось лизнуть.

К разработке данной версии iOS впервые привлекли Джони Айва. Многие пользователи еще долгое время критиковали Айва за излишнее упрощение дизайна, а в сети появилось множество мемов по этому поводу:

Систему буквально создали с нуля, что объясняет большое количество багов, глюков и недоработок, которые устраняли весь следующий год крупными и мелкими обновлениями.

Так пользователи увидели новое меню многозадачности с карточками приложений, Пункт управления (нижнюю шторку) с переключателями основных функций устройства, обновленный дизайн всех стандартных приложений в iOS. А еще на iPhone появился AirDrop. Этой очень удобной и полезной фишкой экосистемы Apple мы пользуемся по сей день.

Каждая утилита получила несколько мелких, но полезных и интересных опций. Так, например, в приложении Камера появилось быстрое переключение режимов съемки и возможность сохранять геотеги.

На рабочем столе, в большинстве меню и элементов появился ненавязчивый Parallax-эффект, создававший глубину в плоском дизайне системы.

Кроме этого вместе с iOS 7 пользователям представили интерфейс CarPlay, но фишка практически не развивалась и буквально не менялась следующие несколько лет.

iOS 8. 2014 год

Через год в Apple работали уже не над новыми фишками iOS, а над совершенствованием и доработкой существующих.

На этой версии системы стартовали сервисы Apple Music (релиз состоялся с обновлением iOS 8.4) и Apple Pay, которые сегодня воспринимаются неотъемлемой частью iPhone. Запустился сервис iCloud Drive, который до сих пор сложно назвать полноценным облаком и сравнить с конкурентами.

Разработчики начали плавно сближать обильную и настольную операционные системы, главной объединяющей фишкой стал набор возможностей под названием Handoff. Это и перевод звонков с одного гаджета на другой, и переход с iPhone-приложения на программу для Mac, и раздача мобильного интернета со смартфона на компьютер.

Именно вокруг этих возможностей в дальнейшем купертиновцы выстроили удобную в использовании экосистему гаджетов и ПО, вынуждая пользователям в пару к iPhone приобретать Mac и наоборот.

Из менее значимых новшеств iOS 8 стоит отметить возможность установки сторонних клавиатур, расширений для Safari и дополнений для iMessage. Поначалу фишки казались перспективными, но в итоге из-за ограничений Apple сейчас практически никто не использует эти возможности.

Начиная с iOS 8 обычные пользователи могли зарегистрироваться в программе тестирования и получать бета-версии системы на свои гаджеты. Ранее такую привилегию имели только авторизованные разработчики, некоторые из них продавали возможность получать бета-версии, вписывая в свой аккаунт других людей за умеренную плату.

Ключевое обновление iOS 8.3 принесло долгожданную поддержку русского языка для голосового ассистента Siri.

iOS 9. 2015 год

Обзор главных нововведений iOS 9

Множество нововведений данной версии iOS были направлены на раскрытие функционала 3D Touch. Фишка стала одним из преимуществ новых iPhone 6s и iPhone 6S Plus, но в итоге через несколько лет ее тихо убрали из смартфонов Apple.

В этом году впервые большое количество новшеств получили только планшеты Apple. Так на iPad дебютировало сразу три интересных фишки. Режим Picture-in-Picture (Картинка в картинке) позволял выводить окно с видео поверх других используемых приложений.

Полноценной поддержки этой опции до сих пор нет в YouTube и приходится регулярно использовать костыли для ее запуска.

Благодаря опции Slide Over появилась возможность открывать iPhone-версии приложений на iPad поверх других программ или игр. Опция Split View позволила разделить экран на две части и организовать самую настоящую многозадачность на планшете.

Еще в iOS 9 добавили множество фишек для работы с представленным в том же году стилусом Apple Pencil.

iOS 10. 2016 год

Обзор всех фишек iOS 10

В этом релизе приложение iMessage начали превращать в полноценный месенджер со стикерами, анимациями и полноэкранными эффектами. В программе Фото появился раздел с воспоминаниями и генерируемыми системой подборками снимков.

Сторонние разработчики получили доступ к голосовому ассистенту и теперь Siri стало возможно обучить работе с любой программой из App Store.

Купертиновцы впервые разрешили пользователям удалять большинство стандартных программ на iPhone. До этого мы буквально складировали неиспользуемые утилиты в отдельную папку и прятали ее на самом дальнем рабочем столе.

Еще в iOS 10 появились виджеты, вот только располагались они исключительно на отдельном пространстве левее самого первого рабочего стола и для их запуска требовался боковой свайп.

Довольно знаковым стало появление приложения Дом и целой экосистемы HomeKit, которая на данный момент является одной из лучших систем управления умным домом.

iOS 11. 2017 год

Обзор всех нововведений iOS 11

Второе после iOS 9 обновление, в котором снова сделали большой упор на развитие системы для планшетов. iPad после апдейта получил едва ли не больше фишек, чем более массовый iPhone.

В системе появилось подобие файлового менеджера в виде приложения Файлы, которые имело доступ к некоторым папкам на устройстве и позволяло обмениваться данными с подключенными накопителями.

Появился настоящий Drag&Drop между разными приложениями или в режимах Slide Over и Split View.

Глобальному редизайну подвергся магазин приложений App Store. Экран блокировки объединили с центром уведомлений и добавили несколько полезных настроек для данного элемента.

Сделали упор на развитие дополненной реальности, а разработчики получили набор модулей ARKit для своих приложений. У пользователей появилась возможность быстро настроить новый гаджет при наличии старого поблизости.

iOS 12. 2018 год

Обзор главных нововведений iOS 12

В этой версии iOS впервые за долгие годы не стали сокращать список поддерживаемых устройств. Купертиновцы сконцентрировались на доработке системы и выдали минимум новых фишек пользователям.

Так, по заявлениям на презентации системы, приложения в этой версии iOS стали запускаться на 40% быстрее, работа с клавиатурой стала на 50% быстрее, а запуск камеры и обработка снимков – на 70%.

Кроме этого разработчики переработали центр уведомлений, разбив пропущенные сообщения на группы с возможностью управления без перехода в настройки.

Часть опций объединили в блок параметров Экранное время, который позволяет следить за использованием гаджета и ограничивать работу некоторых фишек устройства.

Появились новые приложения Быстрые команды (для создания скриптов и автоматизаций) и Рулетка (для измерения чего-либо через камеру смартфона).

Анонсированные на летней WWDC групповые звонки в FaceTime допиливали еще несколько месяцев до момента их финального релиза в iOS.

iOS 13. 2019 год

Обзор всех фишек iOS 13

Главной и одной из самых долгожданных фишек этого релиза стала темная тема оформления. На моделях iPhone с OLED-дисплеем кроме визуальной составляющей она позволяла экономить заряд батареи.

Операционная система для iPad получила свое название iPadOS и стала позиционироваться в качестве отдельной мобильной ОС.

Виртуальная клавиатура получила возможность ввода свайпами, но вот в русскоязычной раскладке фишка не работает. Для удобства управления появилось сразу несколько многопальцевых жестов, которые доступны не только на iPad, но и на iPhone.

В приложении Дом добавили удобное средство автоматизации, программа Фото обзавелась солидным редактором роликов, браузер Safari получил множество фишек от своего настольного собрата.

Большое количество фишек появилось в ключевом апдейте iOS 13.4, главной из которых стал новый курсор для удобного управления системой при помощи мыши или трекпада.

iOS 14. 2020 год

Обзор главных нововведений iOS 14

Самым заметным нововведением iOS 14 стали виджеты, которые теперь можно размещать в любом месте рабочего стола, а не только на выделенном для этого экране. К сожалению, фишка доступна только на iPhone.

Информационные плитки доступны для многих стандартных и сторонних приложений. Есть возможность указывать размер виджета из трех доступных и собирать их в стопки для экономии места на экране.

Появилась библиотека приложений (перечень установленных программ на iPhone) и возможность скрывать ненужные ярлыки с домашнего экрана. Многие пользователи долгие годы ждали компактный интерфейс звонилки в iOS. Вместе с ней обновили внешний вид Siri, голосовой ассистент больше не занимал весь экран при запуске.

Читать далее  Что лучше купить – Айфон или Андроид, описание отличий глазами специалиста

Кроме этого на iPhone перекочевал режим Картинка в картинке с iPadOS. Есть и другие менее важные нововведения, которые были доступны с финальным релизом.

Недавно стало доступно ключевое обновление iOS 14.5, главной фишкой которого стала возможность разблокировки iPhone в маске. Кроме этого набралось еще 20 интересных возможностей.

До презентации новой iOS 15 остается ровно месяц. Конференция WWDC 2021 пройдет 7 июня. Мы уже предположили, что могут показать Кук и компания в новой версии системы и с нетерпением ждем летнюю презентацию Apple.

(38 голосов, общий рейтинг: 4.71 из 5)
Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

Favorite

В закладки

Операционные системы для смартфонов apple ios

iOS — операционная система, разработанная компанией Apple для своих портативных устройств. Впервые она появилась на смартфонах iPhone и плеерах iPod в 2007 году, а с 2010 года стала устанавливаться на планшетах iPad. В 2014 году появилась поддержка автомобильных устройств Apple CarPlay. В отличие от других мобильных операционных систем (например Android), может устанавливаться только на фирменных продуктах Apple.

Освойте профессию «iOS-разработчик»

Расшифровка аббревиатуры iOS (читается как «айос») отсылает к наименованиям фирменных мобильных устройств Apple (iPhone, iPod и iPad) плюс сокращение OS (Operating System, операционная система). Так фирма подчеркнула эксклюзивный характер своего системного мобильного ПО. Кроме того, Стив Джобс на презентации первой модели смартфона в 2007 году сказал, что буква “i” — сокращение от Internet, а также слов individual, instruct, inform, inspire (то есть «личный, обучать, сообщать, вдохновлять»).

История появления системы iOS

Создание этой операционной системы неотделимо от истории разработки главного мобильного устройства фирмы Apple — смартфона iPhone. Однако первый ее прототип появился еще раньше, когда Стив Джобс задумал создать планшетный ПК. Сначала он обратился к инженерам компании с просьбой разработать сенсорный дисплей с функцией мультитача. А когда ему представили первый прототип, попросил специалистов по пользовательским интерфейсам написать для него программную оболочку. Увидев результат, он решил, что это идеально подходит для телефона, и проект планшета был отложен до лучших времен, а все силы были брошены на разработку iPod Touch и будущего iPhone.

13 месяцев
iOS-разработчик

Создавайте приложения, которые выйдут в топ App Store

Первая версия iOS вышла одновременно с релизом iPhone первого поколения в 2007 году. Однако тогда она называлась еще iPhone OS, а привычное имя получила только три года спустя с выходом iPhone 4. Мобильная операционная система Apple была разработана на основе десктопной macOS (носившей тогда имя OS X), устанавливаемой на фирменных компьютерах и ноутбуках. По сути, она отличалась от своей «родительницы» только урезанным функционалом и переработанным интерфейсом; ядро же у них было практически идентичным.

Самая первая версия iPhone OS не поддерживала приложения от сторонних разработчиков (только предустановленные). Однако уже в 2008 году компания представила свой магазин приложений AppStore и проанонсировала комплект средств разработки iPhone SDK (релиз состоялся также в 2008 году). Магазин стал быстро пополняться: если в июле в нем было всего 500 приложений, то к сентябрю их число выросло до 3000, а всего через год достигло уже 1,5 млн.

Станьте iOS-разработчиком — работайте
в штате, на фрилансе или запускайте собственные приложения

На август 2022 года было 15 версий iOS, анонс будущей 16-й версии состоялся в июне 2022 года на конференции WWDC (релиз должен состояться 7 сентября вместе с презентацией iPhone 14). Краткая характеристика ключевых версий ОС:

iPhone OS (2007 год). Первая версия операционной системы айфона, предложившая пользователям визуальную (сенсорную) клавиатуру без стилуса с функцией мультитача, голосовую почту, интеграцию с iTunes. В ней было несколько предустановленных приложений: браузер Safari, камера, календарь, галерея, заметки, почта, телефон и медиапроигрыватель iPad (позже был разделен отдельно на музыку и видео).

iPhone OS 2 (2008 год). Ключевое отличие от предыдущей версии — добавлены фирменный магазин приложений App Store и возможность установки из него программ, разработанных сторонними производителями. Также разработчики получили комплект средств разработки iPhone SDK.

iPhone OS 3 (2009 год). Ключевые нововведения — возможность копировать и вставить текст, поддержка MMS в сообщениях, запись видео, фокусируемая камера, программный компас, родительский контроль. Был внедрен внутренний поиск по контактам, электронной почте, календарю, заметкам и iPod. Также разработчики предусмотрели голосовой набор команд и поиск.

iOS 4 (2010 год). Первая версия ОС Apple iOS под собственным именем, ключевой особенностью которой было внедрение многозадачности. Функционал системы стал еще шире: добавились приложение аудио- и видеозвонков FaceTime, возможность группировки приложений по папкам, беспроводной печати и трансляции медиафайлов на другие устройства. В обновлении 4.1 появились Game Center, загрузка видео на YouTube, съемка фото в качестве HDR.

iOS 5 (2011 год). Ключевые нововведения — Центр уведомлений, служба сообщений iMessage, прямая загрузка обновлений, облачное хранилище iCloud, через которое можно было выполнить резервное копирование и синхронизацию с другими устройствами. Также в iOS 5 впервые появился голосовой помощник Siri для диалогового взаимодействия с приложениями.

iOS 7 (2013 год). Ключевое отличие от предыдущих версий — полностью переработанный дизайн, который стал более «плоским», без бликов и градиентов, с более тонкими шрифтами. Из функциональных нововведений:

  • Control Center для управления запущенными процессами и быстрого доступа к различным режимам работы устройства;
  • усовершенствованный умный поиск в Safari;
  • AirDrop, позволяющая обмениваться данными с пользователями iOS-устройств;
  • обновленный функционал и дизайн интерфейса камеры;
  • сканер отпечатка пальца Touch ID для разблокировки телефона, совершения покупок.

iOS 8 (2014 год). В этой версии были внедрены такие нововведения, как платежная система Apple Pay, служба подписки Apple Music, поддержка сторонних виджетов, интеграция с устройствами «умного дома» (iPhone может использоваться как пульт ДУ). Расширился функционал iCloud за счет добавления облачного файлового менеджера iClould Drive, библиотеки фотографий и музыки.

Последующие версии не отличались какими-то кардинальными нововведениями. Вместо этого разработчики сосредоточились на усовершенствовании уже имеющихся функций, повышении безопасности устройств, улучшении пользовательского опыта и т.д.

Особенности iOS и ее отличие от других операционных систем

Как и другие мобильные операционные системы, платформа iOS — это программное обеспечение, отвечающее за работу основных (системных) функций смартфона или другого портативного устройства, а также за его взаимодействие с пользователем. В архитектуре этой ОС различают несколько слоев абстракции (от низшего к высшему):

  • Core OS — ядро системы, отвечающее непосредственно за взаимодействие с аппаратными компонентами устройства, а также осуществляющее посредничество между ними и функциями, принадлежащими более высоким слоям абстракции;
  • Core Services — набор системных служб, обеспечивающих базовый функционал устройства, например геопозиционирование, хранение данных, сетевые подключения и т.д.
  • Media Layer обеспечивает работу устройства с различными видами медиаданных, такими как фото, видео, анимации и аудио;
  • Cocoa Touch отвечает за непосредственное взаимодействие пользователя с телефоном и установленными на нем приложениями за счет сенсорного ввода, многозадачности и т.д.

Подобно другим мобильным ОС, система «Айос» позволяет пользователям использовать приложения, созданные сторонними разработчиками и размещенные в фирменном онлайн-магазине Apple App Store. У ближайшего конкурента вроде Android также есть аналогичное хранилище Google Play.

Однако операционка айфона является «полузакрытой» системой. То есть она позволяет пользователю устанавливать приложения от сторонних разработчиков, но имеет сложную систему их сертифицирования. Публикация и установка программ для iOS осуществляются исключительно через онлайн-магазин App Store. Разработка осуществляется в интегрированной среде Xcode, которая также создана корпорацией Apple.

Теоретически, на ОС айфона можно разработать и установить неподписанные приложения, но только после процедуры jailbreak (взлом системы, букв. — «побег из тюрьмы»), дающей доступ к файловой системе гаджета. Сама корпорация к этой возможности относится резко отрицательно и постоянно вводит все новые способы защиты своей мобильной ОС и устройств от нее. Многие современные модели гаджетов Apple или невозможно взломать, или их взлом ведет к не исправимым обычными способами поломкам системы.

На момент выхода первого релиза iOS была первой системой, в которой наиболее полно была реализована концепция прямого взаимодействия пользователя с устройством. Управление самой ОС и гаджетом осуществляется с помощью жестов — прикосновений, смахиваний (свайпов) и т.д., — не требующих использования стилуса. Более того, именно в ней впервые применили технологию мультитача, позволяющую совершать жесты не одним, а несколькими пальцами, что существенно расширило функционал. Подобные попытки были и ранее со стороны других производителей, но только в первой iPhone OS уровень реализации этой идеи стал достаточным, чтобы пользователям было комфортно.

Читайте также Кто такой iOS-разработчик?

Возможности iOS

Функционал мобильной системы заметно менялся в зависимости от версии, поэтому далее речь пойдет о возможностях последнего официально выпущенного релиза — iOS 15. Перечислить все их в одной статье невозможно, поэтому сфокусируемся на главных.

  • Разнообразный пользовательский интерфейс. Помимо основного сенсорного ввода с мультитачем, пользователь может взаимодействовать с устройством через дополнительные встроенные модули — например, акселерометр и гироскоп, реагирующие на изменение положения в пространстве. Также реализовано управление голосовыми командами с помощью встроенного помощника Siri и надиктовка текстов неограниченной длины с поддержкой большого числа языков. Пользователи могут более свободного настраивать организацию рабочего стола, группировать виджеты и иконки приложений в стеки.
  • Безопасность. В iOS 15 реализовано несколько уровней защиты от несанкционированного использования. Функция Face ID позволяет разблокировать телефон с помощью сканирования лица (в более ранних версиях использовался сканер отпечатков пальцев). Благодаря тому что телефон при выключении переходит в режим минимального потребления энергии, его местоположение можно будет отследить при потере или краже. Также реализована двухфакторная система аутентификации с генерированием кодов безопасности, отчеты о конфиденциальности приложений и т.д. Кроме того, пользователи айфонов с iOS 15 впервые получили возможность «передать» свою учетную запись в Apple ID и iCloud доверенному лицу в случае своей смерти.
  • Режим фокусирования. Эта функция позволяет настроить iOS на своем телефоне под конкретные шаблоны использования. Например, в рабочее время отключить все развлекательные функции, отвлекающие от работы. А в нерабочее, напротив, избавить владельца от звонков коллег или начальства для более полноценного отдыха.
  • Live Text. Это функция распознавания текста в изображении. Ее можно использовать в обе стороны — например, ввести текст и найти содержащую его картинку. Или, напротив, «извлечь» текстовую часть из картинки — в частности, просканировать визитку и тут же перейти на указанный на ней сайт.
  • iCloud+. Облачное хранилище, внедренное впервые в iOS 5, в 15-й версии получило новые возможности. Например, новую защиту трафика, работающую по принципу VPN, но на системном уровне, или временное облачное хранилище для перезалива пользовательских данных из старого устройства в новое.
  • Здоровье. С iOS 15 смартфон превращается в полноценный переносной медицинский центр. Система отслеживает показатели здоровья пользователя — например, уровень сахара в крови, походку и т.д. Более того, эти показатели фиксируются в динамике, то есть можно отследить, как меняется состояние человека с течением времени. Этой информацией можно делиться с друзьями и родственниками, врачами и сиделками. Добавлен новый блок пользовательской статистики по COVID-19, а именно данные о вакцинации, результаты тестов (эта функция пока работает лишь в некоторых странах).
  • Интернет-подключения. iOS 15 стала ориентироваться больше на использование высокоскоростных мобильных сетей 5G. Пользователь имеет возможность настроить их приоритет над более медленным Wi-Fi. То есть, когда он окажется в зоне действия беспроводных сетей обоих типов, система автоматически выберет быструю 5G. Сохранилась поддержка более старых беспроводных интерфейсов: LTE, Bluetooth и т.д.
  • Мультимедиа. В iOS реализованы все возможности для работы с мультимедийным контентом. Есть встроенные и скачиваемые приложения для съемки и обработки фото, монтажа видео, создания музыки и т.д. При этом функционал таких инструментов находится на таком высоком уровне, что ими пользуются профессиональные фотографы, дизайнеры, видеооператоры, музыканты, звукорежиссеры и специалисты из других областей.
Читать далее  OS Symbian. Операционная система для сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов

Кроме того, в iOS 15 имеется множество других полезных функций. Например, пространственное аудио и переработанный Game Center превращают iPhone в полноценный центр развлечений. HomeKit дает максимальные возможности по дистанционному управлению системами «умного дома», в том числе просмотр и хранение записей с камер видеонаблюдения. Улучшено взаимодействие пользователей с iTunes и iCloud для быстрого и безопасного доступа к файлам, можно делиться медиаконтентом с другими пользователями через SharePlay в различных приложениях (Face Time, iMessage и т.д.).

Преимущества iOS

В момент своего появления в 2007 году мобильная операционная система от Apple быстро завоевала поклонников благодаря многим нововведениям, которых не было у конкурентов. Часть этих преимуществ осталась до сих пор, например:

  • Безопасность. iOS на данный момент считается одной из самых защищенных мобильных систем. Это стало возможным благодаря ее «полузакрытому» характеру — ее системные файлы скрыты от пользователей. К ним очень сложно добраться и, соответственно, взломать. Пользоваться гаджетами под управлением iOS можно только при наличии аккаунтов Apple ID и Cloud ID. Реализована многофакторная система аутентификации, защита конфиденциальных данных пользователей. Из-за таких ограничений хакеры за очень редким исключением просто не пишут вирусы для iOS.
  • Оптимизация и быстродействие. Из-за того, что iOS «заточена» исключительно под устройства Apple, она отличается очень высокой скоростью работы по сравнению с другими мобильными операционными системами (в частности, с Android). Разработчики компании наладили эффективную обратную связь с пользователями и оперативно устраняют возможные баги с помощью выпускаемых обновлений. Система грамотно распоряжается ресурсами устройства, что положительно влияет на срок его автономной работы.
  • Синхронизация с другими устройствами Apple. Разработчики iOS предусмотрели возможность обмениваться данными между различными фирменными гаджетами: смартфонами, телеприставками, компьютерами и т.д. Синхронизация устройств реализована просто и интуитивно понятно, процесс практически полностью автоматизирован.
  • Отсутствие рекламы. Пользователи Android постоянно сталкиваются с навязчивой рекламой в приложениях, скачанных с Google Play. В iOS эта проблема сведена к минимуму за счет иных принципов взаимодействия между корпорацией Apple и сторонними разработчиками приложений. Большинство программ в фирменном магазине App Store платные, поэтому реклама в них отсутствует. Правда, есть и немало бесплатных приложений, но в них реклама не так навязчива, как в других операционных системах.
  • Разнообразие контента. В фирменном магазине App Store можно купить или бесплатно скачать приложения, аудио, книги, игры и т.д. Присутствует много узкоспециализированного медиаконтента для различных специалистов: дизайнеров, фотографов, видеоредакторов, операторов, музыкантов и пр. Такое разнообразие позволяет настраивать мобильное устройство под различные нужды.
  • Пользовательский интерфейс. Это ключевая особенность iOS с самой первой версии этой операционной системы. Можно уверенно сказать, что именно эта ОС сформировала те общие принципы, на которых сегодня строится взаимодействие пользователей с мобильными электронными устройствами. Красивый, яркий, интуитивно понятный дизайн интерфейса iOS стал образцом и для разработчиков других операционных систем — в частности, Android.

Станьте iOS-разработчиком — работайте
в штате, на фрилансе или запускайте собственные приложения

Недостатки iOS

При всех достоинствах, мобильную ОС от Apple нельзя назвать идеальной, и многие ее недостатки являются «оборотной стороной» ее преимуществ:

  • Закрытость системы. Пользователь не имеет доступа к системным папкам ОС, а значит, ограничен в своих возможностях настроить ее под свои предпочтения. С другой стороны, большинству пользователей хватает того уровня кастомизации, который предусмотрели разработчики Apple, а система работает более стабильно и быстро.
  • Слабая многозадачность. Большинство приложений в фоновом режиме быстро прекращают работать. Частично эта проблема устранена в последних версиях операционной системы, но в некоторых моментах продолжает досаждать пользователям.
  • Невозможность расширения памяти. Это больше недостаток самих мобильных гаджетов Apple, но относится и к тесно связанной с ними iOS. Компания выпускает устройства со строго ограниченным объемом встроенной памяти без возможности расширения за счет внешних накопителей. Такая функция просто отсутствует и в самой операционной системе. К счастью, подавляющему большинству пользователей встроенной памяти хватает, к тому же есть возможность сохранения данных в облачном хранилище.
  • Платный контент. Большинство приложений и игр в App Store нужно покупать, при этом стоимость их довольно высока. Вместе с тем пользователи могут установить одно купленное приложение на несколько устройств. Также есть немало бесплатных приложений, которые, хоть и уступают платным по своим возможностям, все же покрывают потребности большинства пользователей.
  • Сложная система сертификации. Это недостаток для сторонних разработчиков приложений. Компания Apple ревностно относится к защите своей интеллектуальной собственности, поэтому предъявляет очень высокие требования к сторонним продуктам. Из-за этого разработать и опубликовать свое приложение в App Store довольно проблематично.
  • Проблемы с интеграцией. Устройства под управлением iOS легко и быстро взаимодействуют друг с другом и десктопами от Apple. Но при попытке подключить к гаджетам под Ос Windows или Android часто возникают сложности. Например, чтобы просто перекинуть музыку с обычного ноутбука на iPhone или iPod, нужно устанавливать приложение iTunes. В то время как у смартфонов Android можно просто скопировать папку с файлами как на обычную флешку.

Стоит отметить, что первые версии iOS по своему функционалу сильно уступали другим мобильным операционным системам, например Android и Windows Phone/Mobile. В то время ее главным преимуществом был именно пользовательский интерфейс, дающий совершенно иной опыт взаимодействия с устройством. Однако со временем функционал iOS сравнился с возможностями конкурентов.

Как начать пользоваться iOS?

Запуск и настройка iOS организованы так, что от пользователя потребуется минимум действий и времени. Почти все функции максимально автоматизированы. Для начала работы с iOS нужно:

  • работающее Wi-Fi-подключение;
  • аккаунт Apple ID и пароль (если их нет, система предложит создать в процессе настройки);
  • реквизиты банковской карты для системы Apple Pay (для покупки контента).

Далее от вас потребуется несколько несложных действий:

  • Нажать и удерживать боковую кнопку, пока на экране устройства не появится логотип Apple.
  • Затем следовать инструкциям, появляющимся на экране, — если вы впервые пользуетесь устройством Apple.
  • Если вы уже имеете другой iPhone, iPad или iPod touch, можно воспользоваться функцией «Быстрое начало». Расположите новое и старое устройство рядом друг с другом и следуйте указаниям на их экранах. Система автоматически перенесет данные с одного телефона на другой, а оставшуюся настройку произведет через облачное хранилище iCloud.

Как только система iOS будет настроена, вы получаете доступ ко всем функциям своего устройства, а также к магазину приложений. Мобильная система от Apple максимально дружелюбна к пользователю, ее интерфейс понятен и прост. Именно поэтому она до сих пор считается одной из эталонных и практически не имеет конкурентов на рынке, за исключением Android (которая работает во многом по тем же принципам).

iOS-разработчик

Получите перспективную профессию: освойте с нуля программирование на Swift, мобильную разработку и UX/UI для iOS. За время обучения вы сделаете 5 приложений для портфолио и примете участие в трех хакатонах

картинка (95)

Статьи по теме:

Источник https://www.iphones.ru/iNotes/kak-razvivalas-ios-ot-iphone-os-do-ios-145-05-06-2021

Источник https://blog.skillfactory.ru/glossary/ios/

Источник

Posted Under ios

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *